Главная » Деятельность » Статьи » Интервью для телеканала АТР

Интервью для телеканала АТР

Предоставляем вашему вниманию полное интервью председателя РОО «Къырым бирлиги» и Общественного Совета Крымскотатарского Народа Сейтемера Ниметуллаева для телеканала ATR:

- Состоялся II Всемирный конгресс крымских татар. Вы в своих комментариях сказали, что крымские татары сами должны были выбрать место проведения конгресса. Насколько правильным было место проведения конгресса в Турции, Анкара? 
- Сколько я себя помню, целью нашего народа было возвращение на свою историческую Родину. Конгресс мы хотим видеть у нас – или в Бахчисарае, или в Симферополе.

- Почему местные власти и крымскотатарские общественные организации в Крыму называют конгресс нелегитимным? Сам термин несколько не подходит к этому мероприятию. 
- Они называют его нелегитимным, потому что крымские татары хотели, чтобы этот конгресс проходил у них на Родине. Наша организация, в состав которой входят более двадцати объединений, говорила: «Давайте проведём конгресс в Симферополе или Москве, на нём выберем и объявим лидера». К сожалению, это было не услышано местной властью. Раз конгресс прошёл в Анкаре, дай Бог, чтобы он нашему народ принёс в первую очередь то, о чём мы говорили – реабилитацию, государственный язык, о котором 23 года никто не говорил. Сегодня Владимир Путин дал нам это. Мы понимаем, что это только первое решение. Его надо дорабатывать и такие организации как наша работают над этим. Я и моя команда глубоко убеждены, что мы всё должны важные мероприятия проводить в Крыму, у себя на Родине.

- Если бы крымские власти отозвались и было бы принято решение о проведении конгресса на территории Крымского полуострова, Вы же понимаете, что в нём не смогли бы принять участие лидеры Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров?
- Сегодня техника развита во всём мире и при желании они могли бы держать связь по Skype. Местной власти будет поставлен вопрос: почему конгресс произошёл в Турции? Думаю, они должны нести ответственность за то, что произошло.

- Резолюции, принятые на конгрессе, имеют право на жизнь на территории Крыма? Это и национальная автономия, и какие-то образовательные процессы…
- К тому, что было принято в Киеве я отрицательно не отношусь, но обидно. 23 года нас вообще не видела украинская власть. А сегодня они приносят извинения, как говорят в народе «Байрамдан сонъ, хынаны бир ерге яп дейлер». Как бы ни было, этот посыл для нашего государства, для нашей власти здесь и на федеральном уровне. Это будет дальше способствовать тому, чтобы указы, которые уже были озвучены нашим Президентом, быстрее претворялись в жизнь. Без крымских татар вопрос Крыма никогда не будет решён, ни на каком уровне, чтобы кто ни говорил! Наша организация хочет, чтобы все народы Крыма, России жили в мире и дружбе, чтобы никогда не было межнациональной розни. Над этим мы работаем и не будем останавливаться, Аллах къысмет этсе.

- Два вопроса. Как Вы прокомментируете инициативу создания мусульманского батальона «Крым», в котором по предположению могут участвовать и крымские татары из республики. Чем это может обернуться?
- Те крымские татары, у кого даже в голове промелькнула эта мысль, пусть для начала съездят в Донецкую и Луганскую области. Я бы хотел, чтобы они встретились с родителями, у которых погибли дети, тогда у них и спросим надо об этом думать или нет. Это самое преступное решение, которое сегодня есть! Аллах бизим бу тарафтан корчаласынъ. И так Аллах пошёл нам на встречу, без единого выстрела мы воссоединились с Российской Федерации и каждый крымский татарин, житель Крыма сохранил свою жизнь. Это самая большая победа, какая может быть. Прожив 63 года и видя, что там делается (я со многими из Украины созваниваюсь), только этого горя нам не хватало. Я считаю, это вообще насилие. Для чего нам нужен мусульманский батальон. Мало погибает народов во всем мире? Или мало горя? Нас около 300 тысяч. Нам ещё воевать не хватало!!! Тоовби Яррабим. Все здравомыслящие крымские татары категорически против этого.

- На конференции, которая прошла 25 июля общественная организация «Къырым» и представители организации «Инкишаф» выступили с такой инициативой. Наших людей, которые попали в проблемную ситуацию: либо арестованы, либо на подписке о невыезде, - т.е. имеют отношение с правоохранительными органами по поводу дела 26 февраля или 3 мая, - взять на поруки, чтобы их выпустили. Потому что такая практика вообще существует. Скажите, Ваша организация могла бы тоже включиться в этот процесс?
- Во-первых, от сумы и от тюрьмы никто не застрахован. Аллах корьсетмесинъ. Бизим бир дане баламыз ойле вазиетке тюшмесинъ «Адашмагъан бир Аллах» дейлер. Бизим тешкилиятимиз элимизден кельген иш япамыз. Бу адамларынъ къутармакъ ичюн, бир сыра мектюплер язамыз.
В прошлом году, когда наша делегация была в Москве, мы встретились с Гаджиметом Керимовичем Сафаралиевым, председателем Комитета Государственной Думы. Нами были предоставлены ходатайства об освобождении соотечественников. Сразу после этого выпущен из-под стражи Рустам Абдурахманов и те, кто с ним сидел. Наша организация призывает всех крымских татар, крымчан к миру и созиданию. Поэтому мы всегда будем им помогать. Тем более, то, что было 26 февраля – это не знание законов нового государства, потому что народ 23 с лишним лет жил на Украине. Люди ещё многое не знали, была неразбериха.

- Полномочна ли Ваша организация делать запросы, к примеру, в Совет Министров, Министерство имущественных и земельных отношений, чтобы курировать, контролировать ход выдачи участков, наделение земельными…
- Контролировать они нас не допускают, но мы во все эти инстанции обращаемся с письмами. От них приходят отписки - «да, мы рассмотрим, да, мы решим». Но до сих пор ничего не происходит. Не решается вопрос с крымскотатарским языком, которому дали статус государственного. Мы хотим видеть этот закон на деле. Сегодня близится 1 сентября. Дай бог, чтобы в каждой школе, как это было в Средней Азии, в русском классе преподавали уроки крымскотатаркого 2-3 часа. Это должно быть обязательно во всех школах. К примеру, если наши дети ходят в русскую школу, тогда 2-3 часа – уроки русского языка, потому что это язык, объединяющий все народы не только Крыма, но и всей России. После английский, это второй язык. Если русские дети посещают крымскотатарскую школу - уроки крымскотатарского языка 2-3 часа.

- Вы помните, что в мае был принят закон об образовании и Ремзи Ильясов пытался внести изменения по поводу обязательного изучения крымскотатарского языка в школах, однако эти поправки не были приняты. Закон принят без поправок. Предусматривается факультативное изучение языка.
- Я был председателем районного Совета и знаю, что перед тем как выносить на обсуждение какой-либо вопрос, следует со всеми комиссиями его изучить, над ним поработать и потом лишь люди должны были проголосовать. Я считаю, что это недоработка Ремзи Ильясова. Тем более, будучи заместителем Константинова. Наша команда будет работать в этом направлении. Мы своё мнение выражаем от всего Общественного Совета Крымскотатарского Народа. Я и многие из соотечественников сожалеем, что ATR сегодня транслируется из Киева. Мы неоднократно обращались с письмами по этому поводу к республиканским властям. В том, что случилось полностью их вина. Аллах къысмет этсе, я думаю, в будущем будет учтено общественное мнение. Чиновники из числа крымских татар, которым доверено решать вопросы соотечественников, на каком бы уровне власти ни были, должны проблемы своего народа ставить на первое место. Это было бы правильное решение только, конечно, в рамках российского законодательства.

- Возможно ли в рамках российского законодательства создание национальной крымскотатарской автономии на территории Крыма?
- У нас и так есть своё государство. Мы живём в государстве Россия. Считаю, не надо об этом говорить…Сегодня надо говорить о том, чтобы пользоваться всеми законами нынешнего государства. Вы сами знаете, Россия – очень многонациональное государство. В каждой республике (Татарстан, Дагестан и др.) везде свои президенты, своя полиция, своя прокуратура, народ живёт хорошо, созидает. Проблемы национальные всегда были, есть и будут. Но их решают. И здесь будут решать. Считаю, что во всём, что происходит в Крыму, виновата местная власть, а федеральная должна это увидеть.

- На Ваш взгляд, какие меры нужно предпринимать, чтобы не возникало расслоение внутри крымскотатарского сообщества? Потому что оно было и раньше, Вы же помните разделение на «могилёвских» татар, на «меджлисовских» и т.д. 
- Если бы не было той ошибки, которую совершает правительство Крыма, «пророссийских» татар было бы в десятки, сотни раз больше! Для примера возьмём историю с ATR. Он все эти годы является одним из лучших каналов. Я не лицемерю, об этом мы говорили вслух. Радио Meydan, телеканал Lale, который смотрели наши детишки. Или 18 мая, когда местная власть сказала «Идите на кладбища, помолитесь». Мы что, от Марийских лесов и до Урала, в Средней Азии должны были поехать на кладбища, где покоится прах наших предков? Это же чушь. И так они говорят 2 года подряд. Сегодня вызвали наших соотечественников, уговорили снести свои времянки, которые с трудом построили. А дальше-то решения вопроса нет. Куда крымские татары должны смотреть? Получается, всё, что Джемилев с Чубаровым говорят, крымская власть выполняет как будто по их заказу. Со временем, я предполагаю, всё будет доказано. Об этом уже многие задумываются. Народ у нас очень умный, хочет жить, работать. Уже две высылки было, затем переезды, но мы созидаем снова. В Крыму очень много мест компактного проживания крымских татар. Хотелось бы поднять эти районы до такого уровня, чтобы туда могли приехать хоть премьер, хоть президент. За 23 года ни один район не обустроили, как следует! «Къырым бирлиги» над этим работает.

- Как Вы считаете, ошибки местной власти кроются в некомпетентности, в незнании вопроса или же…(я не могу сказать «саботаж», «вредительство»), но тем не менее. 
- А Вы этот вопрос задайте компетентным органам, несущим ответственность за всё это…Я озвучиваю личное мнение и точку зрения организации. Мы часто встречаемся с членами нашей организации, общаемся. То, что бытует в нашей жизни, в наших сердцах − об этом я говорю. Вот смотрите, я приведу пару примеров: отмена 18 мая, проблема наделения земли, языка. Кто в этом виновен? На протяжении полутора года, некоторые крымские татары, работающие в правительстве, ничего не делали.

- Касаемо земли… Создавались комиссии, ещё при Джарты. Эта комиссия вроде начала успешно работать. Тогда совместно с Меджлисом они объезжали все «самозахваты». Остановилось дело. Началась другая политика, риторика. Затем переворот. И сейчас опять за здравие начали… Сейчас о земле какая-то тотальная тишина. 
- Во-первых, если республиканская власть хочет что-нибудь сделать, она это претворяет в жизнь.
Во-вторых, они водили народ за нос на протяжении полутора года. Только обещали. Я говорю о том, что если власть хочет, она всегда находит решения. Если хочет ввести людей в заблуждение, то месяц проходит, год проходит, как говорят в народе «А воз и ныне там». Аллах къысмет этсе, будет решён вопрос земли. Народу полагающиеся участки выдадут. Мы работаем над этим.

- Сколько членов насчитывает Ваша организация?
- В «Къырым бирлиги» более 12 тысяч людей подали заявления о вступлении. Многие из них посещают наши мероприятия, собрания. Всем им я выражаю благодарность.

- Вы были приглашены на конференцию движения «Къырым»?
- Да, я же говорил об этом ранее. Мы были приглашены, но после сборов Общественного Совета Крымскотатарского Народа посчитали не нужным посетить конференцию, тем более они более года блокировали все наши начинания.

- Почему потом её назвали Всекрымским съездом крымских татар? Хотя это была конференция общественного движения «Къырым». 
- Это была конференция общественного движения «Къырым». Я считаю, что там было очень мало людей. Знаете, чем мы отличаемся от Меджлиса? Перед тем как мне куда-то идти или принять какое-либо решение, мы собираем Общественный Совет для того, чтобы решение было общим. Если «Къырым» вольётся в Общественный Совет и будет по нашему Уставу работать, мы рады сотрудничать во благо крымскотатарского народа.

- Т.е. конкуренция…
- Никогда никакой конкуренции не было. Мы первыми зарегистрировались, первыми объявили на весь мир, что мы с Россией. Об этом все знают. Я об этом сказал впервые ещё в 2004 году.

- Рассматриваете ли Вы возможность своего участия в будущих выборах в крымский парламент? (как личное, так и командное) 
- Я не рассматриваю. Если члены Общественного Совета соберутся, изберут меня, то буду участвовать. Если выберут кого-то другого, − не буду. Мы не хотим повторять ошибок других организаций, чтобы была единоличная власть. Наша организация готова принять любого крымчанина, которой придёт из какой-либо организации и захочет работать на благо крымскотатарского народа. Мы не делим людей на сторонников Меджлиса, движения «Къырым» и т.д. Главное, чтобы все действия были направлены на благо народа.

- Как Вы прокомментируете избрание Рефата Чубарова председателем конгресса. 
- Это было понятно с самого начала. Этот спектакль повторяется уже 23 года. Мнение крымскотатарского народа по поводу избрания Р. Чубарова на должность председателя никто не спросил.


Пресс-служба РОО «Къырым бирлиги»